Адаптация как приспособление организма к новой обстановке
включает широкий спектр индивидуальных реакций, в зависимости от
психофизиологических и личностных особенностей ребенка, конкретного характера
семейных отношений и воспитания, условий пребывания в яслях и детском саду.
До
двух лет ребенок не испытывает потребности в общении со сверстниками,
заменяемые матерью и близкими людьми. Поэтому нормальные и тем более
эмоционально чувствительные, впечатлительные и привязанные дети не могут
адаптироваться к яслям, поскольку аффективно реагируют на разлуку с матерью и
отсутствие равноценной замены.
Сравнение
детей, посещающих ясли и воспитывающихся дома, показывает наличие у ясельных
детей большей возбудимости и более частых заболеваний. Особенно неблагоприятное
впечатление оказывают ясли на нервно и соматически ослабленных детей, вызывая
дальнейшее ухудшение их состояния. Матери, дети которых страдают неврозами,
обычно рассказывают, как тяжело их дети реагировали на посещение яслей:
без
конца болели, становились более возбудимыми, ранимыми, обидчивыми, плаксивыми и
боязливыми.
Последнее объясняется тем, что для детей 2-го жизни и
отчасти 3-го жизни, характерны страхи перед незнакомыми людьми и новыми
ситуациями общения, что в полной мере проявляется в начале посещения яслей.
Страхи в ряде случаев будут более значимой причиной затруднений детей в
адаптации к яслям, чем само по себе изменение ситуационного стереотипа,
привычного уклада жизни, которое тоже имеет место. Можно сказать и то, что
боязнь новых людей и ситуаций нередко является неявной причиной реакции ребенка
на изменение сложившегося образа жизни в семье. Если для эмоционально
чувствительных, нервно и соматически ослабленных детей, особенно тех, кто
впоследствии заболевает неврозом, ясли выступают в качестве де компенсирующего фактора их психического развития, то не встречают затруднений в адаптации дети,
эмоционально недоразвитые, с низкими интеллектуальными показателями, дети
алкоголиков. Легкость адаптации у этих детей объясняется отсутствием у них
устойчивого эмоционального контакта-привязанности к матери, равно как и глубины
переживаний. Парадокс ранней адаптации состоит в том, чем раньше ребенок
будет отдан в дошкольное учреждение, тем более он будет коллективистки настроен
в дальнейшем. Но рано – это фактически до года, точнее до 7-8 месяцев жизни,
когда еще нет беспокойства (тревоги) при уходе матери и страха при появлении
незнакомых лиц. Чем более развита эмоциональная связь с матерью и сложнее
психика ребенка, тем труднее будет протекать адаптация. Оба этих фактора
присутствуют у детей с неврозами, заболевание которых чаще всего начинается в 3
года и 6-8 лет, когда они начинают посещать д /с или школу.
Эти
образовательные учреждения невротезируют детей прежде всего ввиду отсутствия
современной психологической помощи.
Наблюдения
показали, что в младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) мальчики хуже адаптируются с новыми социальными условиями, чем девочки.
В старшем дошкольном возрасте разница в адаптации между мальчиками и девочками
уже отсутствует.
Т.О., в младшем дошкольном
возрасте мальчики более уязвимы в плане социальной адаптации, чем девочки, поскольку
в период наиболее интенсивного эмоционального развития они в большей степени
привязаны к матери и более ранимо реагируют на разлуку с ней, чем девочки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий